Останки пауков возрастом более 20 миллионов лет сохранились благодаря микроводорослям

Американские исследователи определили, что останки пауков олигоценового периода (примерно 23-34 миллиона лет назад) дошли до наших дней благодаря микроводорослям и уникальной химии членистоногого, которые превратили окаменелость в углеродистые пленки, передает EurekAlert! со ссылкой на Канзасский универистет.

Окаменелый паук из формации Экс-ан-Прованс во Франции. При обычном освещении окаменелость паука трудно отличить от окружающей горной породы, но когда окаменелость возбуждается УФ-освещением, ее химический состав заставляет ее ярко автофлуоресцировать, раскрывая дополнительные детали.
© Olcott et al./Communications Earth & Environment

Ученые рассмотрели окаменелого паука под флуоресцентным микроскопом и увидели, что ископаемое светится. Химический анализ показал, что сами окаменелости содержат черный полимер, состоящий из углерода и серы, который под микроскопом выглядит как смола. А покрывали окаменелость тысячи микроводорослей, образующие липкую вязкую массу.

Авторы предполагают, что внеклеточное вещество, которое производят эти микроводоросли – диатомовые водоросли, – защищало пауков от кислорода и способствовало химическому изменению, которое объясняет сохранение окаменелостей в виде углеродистых пленок на протяжении миллионов лет. То есть химия микроводорослей и химия пауков сработали вместе, чтобы сохранить останки.

Читайте также:  Полимерные микрогели станут основой для жидких антисептиков и антибактериальных покрытий

Окаменелые останки были найдены в геологическом образовании недалеко от французского Экс-ан-Прованса, которое известно как одна из главных мировых сокровищниц ископаемых видов кайнозойской эры. С конца 1700-х годов ученые находили там удивительно хорошо сохранившиеся окаменелости растений и животных. Особенного много в Экс-ан-Провансе ископаемых наземных членистоногих олигоценового периода. Что удивительно, так как останки членистоногих редко сохраняются до наших дней.

«Трудно стать ископаемым, — сказала ведущий автор исследования Элисон Олкотт, доцент кафедры геологии и директор Центра студенческих исследований в Калифорнийском университете. — Вы должны умереть при очень специфических обстоятельствах. Проще всего стать ископаемым, если есть твердые части, такие как кости, рога и зубы. Таким образом, наши записи о мягкотелой жизни и земной жизни — например, о пауках — неоднородны, но у нас есть эти исключительные случаи, когда сошлись все обстоятельства для сохранения».

Статья опубликована в журнале Communications Earth & Environment