Астрономы обнаружили самый далекий гамма-всплеск во Вселенной

РИА Новости. Астрофизики зафиксировали самый дальний от нас короткий гамма-всплеск, произошедший 10 миллиардов лет назад, всего через 3,8 миллиарда лет после Большого взрыва                                                                        .

Астрономы обнаружили самый далекий гамма-всплеск во ВселеннойПослесвечение SGRB181123B, захваченное телескопом Gemini North. Послесвечение отмечено кружком.
©  International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/K. Paterson & W. Fong (Northwestern University)

Гамма-всплески — масштабные космические выбросы энергии взрывного характера — самые яркие электромагнитные события, происходящие во Вселенной. Но чем дальше объект находится от нас, тем слабее он проявляется через объектив телескопа.

Поэтому астрономы из Северо-Западного университета США и их британские коллеги были очень удивлены, когда им удалось засечь и измерить даже не сам всплеск, а послесвечение самого удаленного из всех когда-либо наблюдавшихся событий этого типа, получившего имя SGRB181123B.

Гамма-всплески происходят, когда две нейтронные звезды сливаются. Это слияние вызывает кратковременный всплеск гамма-лучей. Астрономы обнаруживают только семь или восемь таких событий в год. И поскольку их послесвечение обычно длится лишь несколько часов, возможности для наблюдения очень ограничены.

Читайте также:  В поисках темной материи космологи создали самую детальную модель «паутины Вселенной»

Но с SGRB181123B астрономам повезло. Обсерватория Нила Джерелса Свифта НАСА впервые обнаружила это событие в День Благодарения в 2018 году. Через несколько часов ученые из Северо-Западного университета получили доступ к телескопу Gemini North на Гавайях международной обсерватории Джемини.

С помощью этого 8,1-метрового телескопа, исследователи измерили оптическое послесвечение SGRB181123B. Для последующих наблюдений они использовали телескопы Gemini South в Чили, MMT в Аризоне и Keck на Гавайях.

«Мы смогли получить детальные наблюдения взрыва всего через несколько часов после его обнаружения, — приводятся в пресс-релизе Северо-Западного университета слова первого автора исследования Керри Патерсона (Kerry Paterson), докторанта из Центра междисциплинарных и астрофизических исследований CIERA. — Изображения Джемини были очень четкими, что позволило нам точно определить местоположение галактики всплеска во Вселенной».

Чтобы определить расстояние SGRB от Земли, команда получила доступ к спектрографу ближней инфракрасной области телескопа Gemini South, который может измерять красные волны. Данные подтвердили, что SGRB181123B — самый дальний короткий гамма-всплеск, который когда-либо довелось видеть ученым.

«Мы, конечно, не ожидали обнаружить отдаленный гамма-всплеск, так как они чрезвычайно редки и очень слабы, — говорит руководитель исследования Вэнь-Фай Фон (Wen-Fai Fong), доцент кафедры физики и астрономии в Северо-Западном колледже искусств и наук Вайнберга и член CIERA — Сейчас мы проводим «судебную экспертизу» с помощью телескопов, чтобы понять его локальную среду, потому что то, как выглядит его домашняя галактика, может многое рассказать нам об основополагающей физике этих систем».