Некоторые экзопланеты могут быть покрыты сверхкритической жидкостью

Используя плотности экзопланет, астрономы в значительной степени отсортировали планеты, которые больше Земли, но меньше Нептуна, на две категории: более плотные, каменистые суперземли и большие, пухлые мининептуны. Обычно считается, что мининептун состоит из толстых слоев водорода и гелия, подобно гигантским планетам в нашей собственной солнечной системе. Но астрономы обнаружили четкие свидетельства присутствия водорода только на некоторых мининептунах — и, что любопытно, видели следы воды на других.

Некоторые экзопланеты могут быть покрыты сверхкритической жидкостьюСчитается, что экзопланеты размером с Землю (слева) и Нептун (справа) являются либо каменистыми суперземлями, либо газообразными мини-нептунами. Теперь, моделирование предполагает, что некоторые из этих планет (проиллюстрированы, в центре) могут быть скалистыми планетами, окруженными водой, которая не совсем жидкая и не совсем газообразная.
© Aldaron/Wikimedia Commons

Читайте также:  Астрономы впервые обнаружили черную дыру промежуточной массы

Теперь, новое моделирование показывает, что некоторые планеты, которые выглядят как газообразные мининептуны, на самом деле могут быть скалистыми планетами, покрытыми перегретыми океанами, где вода находится в экзотическом состоянии между жидкостью и газом. Такие экстремальные сауна-миры могут преодолеть разрыв между каменистыми и газообразными типами планет.

Оливье Мусис — ученый-планетолог из Университета Экс-Марсель во Франции и его коллеги провели моделирование покрытых океаном миров на близких орбитах вокруг их звезд, где часто встречаются мининептуны. Исследователи обнаружили, что интенсивное звездное излучение может привести к тому, что вода на планетах раздуется в диффузный слой «сверхкритической» воды – состояние между жидкостью и газом. На Земле сверхкритическая вода может использоваться для расщепления токсичных отходов.