Ученые выяснили, когда денисовцы и неандертальцы «разорвали отношения»

РИА Новости. Денисовцы и неандертальцы происходят от одной небольшой группы древних людей, покинувших Африку примерно 740 тысяч лет назад и быстро разделившихся на множество мелких племен, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Коллаж современный человек (слева) и неандерталец (справа)
© Michael Smeltzer, Vanderbilt University

«Наша идея противоречит общепринятым представлениям об эволюции людей, но в ней больше здравого смысла. Если бы неандертальцы и денисовцы разделились позже, то тогда в их ДНК было бы больше общих мутаций, отсутствующих у современных людей», — рассказывает Алан Роджерс (Alan Rogers) из университета Юты в Солт-Лейк-Сити ().

В декабре 2010 года знаменитый палеогенетик Сванте Паабо заявил об открытии «третьего» вида людей, чьи останки – одна костяшка пальца — были найдены в российской Денисовой пещере на Алтае. Это открытие было совершено благодаря «воскрешению» обрывков генома, сохранившихся в трех фрагментах костей древнего человека — фаланговой кости пальца и двух зубах, найденных в пещере. Как изначально считали ученые, найденные ими «денисовцы» были родичами неандертальцев, которые жили в пещере примерно 50 тысяч лет назад.

Впоследствии выяснилось, что «денисовцы» возникли гораздо раньше, чем предполагали ученые, и были отдельным подвидом людей, следы ДНК которых остались в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии.

Сходства между ДНК денисовцев и неандертальцев, как рассказывает Роджерс, заставили многих ученых считать, что они были близкими родичами, чей общий предок, гейдельбергский человек, покинул Африку примерно 600-800 тысяч лет назад. Впоследствии, примерно 400 тысяч лет назад, как раньше считали генетики, «европейские» и «азиатские» популяции древних людей разделились, образовав, собственно, племена неандертальцев и денисовцев.