Палеонтологи из США обнаружили вымершую рептилию, которая жила среди динозавров

Исследователи из Смитсоновского института обнаружили новый вымерший вид ящероподобных рептилий, который населял Северную Америку юрского периода около 150 миллионов лет назад вместе с динозаврами, такими как стегозавр и аллозавр, сообщает пресс-служба вуза.

Opisthiamimus gregori
© Julius Csotonyi for the Smithsonian Institution

Вид, получивший название Opisthiamimus gregori, принадлежит к той же древней линии, что и современные новозеландские эндемики – туатары (или гаттерии). При жизни доисторическая рептилия достигала в длину около 16 сантиметров от носа до хвоста и поместилась бы свернувшись на ладони взрослого человека. Вероятно, она питалась насекомыми и другими беспозвоночными.

Открытие было сделано на основе нескольких образцов, в том числе практически полного и хорошо сохранившегося ископаемого скелета, найденного на участке вокруг гнезда аллозавров в формации Моррисон на севере американского штата Вайоминг. Дальнейшее изучение находки может помочь выяснить, почему древний отряд рептилий этого животного сильно сократился.

Читайте также:  Догнать и перегнать: ученые СПбГУ нашли способ сделать «слабые» катализаторы наиболее активными

Туатара немного похожа на упитанную игуану. По словам ученых, она относится к ринхоцефалам – отряду, отделившемуся от ящериц по крайней мере 230 миллионов лет назад. В период своего расцвета в юрском периоде ринхоцефалы были распространены почти по всему миру. Они достигали больших и малых размеров, могли охотиться на морских обитателей. Но по причинам, которые до сих пор до конца не изучены, ринхоцефалы практически исчезли, поскольку ящерицы и змеи стали более распространенными и разнообразными рептилиями по всему миру.

Эволюционная пропасть между ящерицами и ринхоцефалами помогает объяснить особенности туатары – например, зубы, сросшиеся с костью челюсти, уникальное жевательное движение, при котором нижняя челюсть скользит вперед и назад, как лезвие пилы, продолжительность жизни более 100 лет и устойчивость к более холодному климату.

Читайте также:  Физики МГУ предложили записывать информацию в 5D с помощью фазопеременного материала

Древняя рептилия могла исчезнуть частично из-за конкуренции со стороны ящериц, и, возможно, из-за глобальных изменений климата и среды обитания, предполагают авторы работы.

Статья опубликована в журнале Journal of Systematic Palaeontology