Вымирание ихтиозавров объяснили медлительностью их эволюции

Международная группа палеонтологов под руководством Валентина Фишера (Льежский университет, Бельгия) опубликовала в журнале Nature Communications исследование о причинах вымирания мезозойских рыбоящеров-ихтиозавров. О результатах проведенных работ порталу рассказал доцент Саратовского государственного технического университета Максим Архангельский.

Pervushovisaurus bannovkensis над рудистовым рифом
Реконструкция: Андрей Атучин

Ихтиозавры населяли моря и океаны нашей планеты в течение почти всей мезозойской эры. В отличие от других групп мезозойских рептилий, они исчезли за десятки миллионов лет до конца мелового периода, рубежа, когда был положен конец «эпохе рептилий» и настал «век млекопитающих». Каким образом и почему вымерли ихтиозавры – одна из загадок палеонтологии.

Исследователи прошлых лет полагали, что ихтиозавры начали угасать задолго до своего окончательного вымирания, и в течение всего мелового периода были представлены лишь одним родом, т.е. характеризовались крайне низким биоразнообразием. Само же исчезновение ихтиозавров связывалось с усилением пищевой конкуренции со стороны появившихся в морских акваториях ящериц-мозазавров, близких современным варанам. Однако нашему исследовательскому коллективу удалось установить, что на самом деле в середине мелового периода биоразнообразие ихтиозавров было высоким, а сами рыбоящеры занимали различные экологические ниши. Причиной вымирания ихтиозавров, по нашему мнению, явился целый ряд факторов, влияние которых наложилось друг на друга.